X-Frog.narod.ru

Главная страница сайта

История подводной техники

Наши работы

Обзоры

Интересные ссылки

Оружейка

Гостевая книга

Персоналии

 

 

 

 

Часть 1 I Часть 2 I Часть 3


Система автоматического всплытия была изготовлена на базе спасательного нагрудника с блоком управления, обеспечивающим автоматическую подачу газа в нагрудник при проваливании водолаза ниже определенной глубины. Жилеты всплытия ЖВ-1 и ЖВ-2 изготавливались в виде жилетов из прорезиненной ткани, емкости которых на глубине наполнялись от батареи кислородных баллончиков, а на поверхности их можно было поддуть водолазом самостоятельно при помощи специальных штуцеров. Так же эти жилеты имели предохранительные клапаны для сброса избыточного давления. Широкого применения в ВМФ они не нашли в основном из-за неудобства размещения на водолазе и трудностей в эксплуатации.

В настоящее время среди спортсменов и любителей имеют практически равное хождение “хомуты”, стабилизирующие и регулируемые жилеты. Среди профессиональных водолазов наибольшее распространение получили жилеты типа “хомут” с торговым названием FENZY фирмы SPIRO (Франция).

Промышленного изготовления компенсаторов плавучести в настоящее время не ведется, и российскими водолазами применяются либо импортные, либо самостоятельно изготовленные изделия.

Технические характеристики некоторых типичных моделей компенсаторов плавучести ведущих зарубежных фирм (в соответствии с данными рекламных проспектов) приведены в Таблице 2.

Таблица 2

Модель(Фирма, страна) BLACK DIAMOND (Spiro, Франция) VARIO XV840 (Technisub, США) FENZY X4 (Spiro, Франция) BISCAYA (Poseidon, Швеция)
Конструктивное решение Регулируемый жилет со спинной камерой Трехкамерный регулируемый жилет Двухкамерный “хомут” Трехкамерный регулируемый жилет
Материал оболочки Нейлон 840 DEN Нейлон 840 DEN Нейлон 840 DEN Нейлон “Ballistic” 840DEN
Тип спинки Не регулируемая Не регулируемая -- Регулируемая
Тип пояса Multiset Регулируемый во время погружения -- Регулируемый во время погружения
Количество карманов 3 2 1 2
Интегрированная грузовая система До 15 кг мягких или жестких грузов До 12.5 кг мягких или жестких грузов -- --
Тип инфлятора Стандартный с травящим клапаном Стандартный с травящим клапаном Стандартный Стандартный с травящим клапаном
Автономный источника воздуха -- -- 0.4 л --
Верхний травяще-предохранитель-ный клапан -- -- 1 --
Нижний травяще-предохранитель-ный клапан 2 1 - 1
Объем, л (размер) 18 (S,M,ML,L,XL) 14.5(S); 17.5(M); 20(L); 20(XL) Безразмерный 18 л Безразмерный 56 фунт
Количество колец для внешней подвески снаряжения 6 D-образных колец из нержавеющей стали 5 D-образных колец из нержавеющей стали -- 4 D-образных кольца из нержавеющей стали

Тенденции развития жилетов-компенсаторов плавучести. Как следует из изложенного, основной тенденцией развития жилетов-компенсаторов является повышение функциональной отдачи изделия. При этом повышение функциональности, как правило, не влечет за собой рост затрат на реализацию дополнительных функций и происходит за счет применения более современных материалов и применения прогрессивных технологий. Так, например, применение для гермооболочки камеры плавучести полимерных материалов на основе тканей с ПВХ пропиткой (PVC-ткани) позволило применить термо-прошивной способ соединения деталей, что при значительном увеличении прочности обеспечивает резкое снижение стоимости жилета.

Первые образцы жилетов-компенсаторов являлись автономными устройствами, которые могли быть использованы водолазом при необходимости. Никакие другие элементы водолазного снаряжения не имели функциональных связей с жилетом-компенсатором. По мере своего развития произошла интеграция жилета с другими элементами снаряжения – прежде всего с дыхательным аппаратом, который утратил собственные ремни для крепления на теле водолаза. Следующими шагами к интеграции, как указывалось выше, стало использование ресурсов дыхательного аппарата для задействования жилета, а также перенос на него функции нейтрализации плавучести с грузового пояса (использование интегрированной грузовой системы), вследствие чего применение такого груза совместно с современными жилетами не требуется.

Следует ожидать, что совершенствование современных средств компенсации плавучести и далее будет продолжаться в направлении интеграции с другими элементами водолазного снаряжения, например, с гидрозащитной одеждой.

Современные компенсирующие жилеты могут быть использованы:

· как средство быстрого всплытия на поверхность в аварийной ситуации;
· для компенсации потери плавучести на глубине вследствие обжатия гидрокостюма;
· для подъема аварийного водолаза и тяжелых предметов с глубины;
· для дыхания непосредственно из жилета при подъеме (при недостатке дыхательной смеси для дыхания);
· для обеспечения контролируемых остановок на строго определенной глубине под водой при прохождении декомпрессии;
· для увеличения плавучести и удержания на поверхности без усилий для отдыха в ожидании обеспечивающего катера.

Выводы. На основании изложенного можно сделать следующие выводы относительно особенностей и тенденций развития водолазных жилетов – компенсаторов плавучести.

1. Компенсатор плавучести является необходимым для обеспечения безопасности спуска элементом водолазного снаряжения.

2. Наиболее совершенные современные образцы компенсаторов плавучести разрабатываемые за рубежом для военных:

· позволяют удерживать голову водолаза над поверхностью воды независимо от его состояния (в сознании или без);
· имеют плотность материала 840-1100 DEN;
· имеют систему подвески, позволяющую использовать компенсатор с дыхательными аппаратами нагрудного и заспинного типа, или без аппарата;
· имеют систему подвески, позволяющую произвести подъем водолаза на вертолет или высокобортное плавсредство.

3. Конструкция современных компенсаторов плавучести динамично развивается, основные схемные решения на сегодняшний день отработаны, а совершенствование характеристик идет за счет применения современных полимерных материалов (тканей и пленок).

4. В ближайшие 3-5 лет следует ожидать существенного роста технических и эксплуатационных характеристик жилетов-компенсаторов плавучести за счет перехода к новым конструктивно-компоновочным решениям и большей интеграции с другими элементами водолазного снаряжения.

В заключение мы с сожалением вынуждены констатировать, что Россия пока отстает в создании собственных жилетов-компенсаторов плавучести. По состоянию на сегодняшний день отечественные образцы этого важного элемента снаряжения еще не поступают ни военным водолазам, ни их гражданским коллегам и существуют только в опытных образцах.

Депонировано в ВИНИТИ РАН
28 сентября 2000 года, № 2509-В00


Конец ...


Часть 1 I Часть 2 I Часть 3

 

 

 

 


Rambler's Top100


X-Frog.narod.ru

Hosted by uCoz