Часть 1 I Часть 2 I Часть 3
Система автоматического всплытия была изготовлена на базе спасательного нагрудника с блоком управления, обеспечивающим автоматическую подачу газа в нагрудник при проваливании водолаза ниже определенной глубины. Жилеты всплытия ЖВ-1 и ЖВ-2 изготавливались в виде жилетов из прорезиненной ткани, емкости которых на глубине наполнялись от батареи кислородных баллончиков, а на поверхности их можно было поддуть водолазом самостоятельно при помощи специальных штуцеров. Так же эти жилеты имели предохранительные клапаны для сброса избыточного давления. Широкого применения в ВМФ они не нашли в основном из-за неудобства размещения на водолазе и трудностей в эксплуатации.
В настоящее время среди спортсменов и любителей имеют практически равное хождение “хомуты”, стабилизирующие и регулируемые жилеты. Среди профессиональных водолазов наибольшее распространение получили жилеты типа “хомут” с торговым названием FENZY фирмы SPIRO (Франция).
Промышленного изготовления компенсаторов плавучести в настоящее время не ведется, и российскими водолазами применяются либо импортные, либо самостоятельно изготовленные изделия.
Технические характеристики некоторых типичных моделей компенсаторов плавучести ведущих зарубежных фирм (в соответствии с данными рекламных проспектов) приведены в Таблице 2.
Таблица 2
Модель(Фирма, страна) |
BLACK DIAMOND (Spiro, Франция) |
VARIO XV840 (Technisub, США) |
FENZY X4 (Spiro, Франция) |
BISCAYA (Poseidon, Швеция) |
Конструктивное решение |
Регулируемый жилет со спинной камерой |
Трехкамерный регулируемый жилет |
Двухкамерный “хомут” |
Трехкамерный регулируемый жилет |
Материал оболочки |
Нейлон 840 DEN |
Нейлон 840 DEN |
Нейлон 840 DEN |
Нейлон “Ballistic” 840DEN |
Тип спинки |
Не регулируемая |
Не регулируемая |
-- |
Регулируемая |
Тип пояса |
Multiset |
Регулируемый во время погружения |
-- |
Регулируемый во время погружения |
Количество карманов |
3 |
2 |
1 |
2 |
Интегрированная грузовая система |
До 15 кг мягких или жестких грузов |
До 12.5 кг мягких или жестких грузов |
-- |
-- |
Тип инфлятора |
Стандартный с травящим клапаном |
Стандартный с травящим клапаном |
Стандартный |
Стандартный с травящим клапаном |
Автономный источника воздуха |
-- |
-- |
0.4 л |
-- |
Верхний травяще-предохранитель-ный клапан |
-- |
-- |
1 |
-- |
Нижний травяще-предохранитель-ный клапан |
2 |
1 |
- |
1 |
Объем, л (размер) |
18 (S,M,ML,L,XL) |
14.5(S); 17.5(M); 20(L); 20(XL) |
Безразмерный 18 л |
Безразмерный 56 фунт |
Количество колец для внешней подвески снаряжения |
6 D-образных колец из нержавеющей стали |
5 D-образных колец из нержавеющей стали |
-- |
4 D-образных кольца из нержавеющей стали |
Тенденции развития жилетов-компенсаторов плавучести. Как следует из изложенного, основной тенденцией развития жилетов-компенсаторов является повышение функциональной отдачи изделия. При этом повышение функциональности, как правило, не влечет за собой рост затрат на реализацию дополнительных функций и происходит за счет применения более современных материалов и применения прогрессивных технологий. Так, например, применение для гермооболочки камеры плавучести полимерных материалов на основе тканей с ПВХ пропиткой (PVC-ткани) позволило применить термо-прошивной способ соединения деталей, что при значительном увеличении прочности обеспечивает резкое снижение стоимости жилета.
Первые образцы жилетов-компенсаторов являлись автономными устройствами, которые могли быть использованы водолазом при необходимости. Никакие другие элементы водолазного снаряжения не имели функциональных связей с жилетом-компенсатором. По мере своего развития произошла интеграция жилета с другими элементами снаряжения – прежде всего с дыхательным аппаратом, который утратил собственные ремни для крепления на теле водолаза. Следующими шагами к интеграции, как указывалось выше, стало использование ресурсов дыхательного аппарата для задействования жилета, а также перенос на него функции нейтрализации плавучести с грузового пояса (использование интегрированной грузовой системы), вследствие чего применение такого груза совместно с современными жилетами не требуется.
Следует ожидать, что совершенствование современных средств компенсации плавучести и далее будет продолжаться в направлении интеграции с другими элементами водолазного снаряжения, например, с гидрозащитной одеждой.
Современные компенсирующие жилеты могут быть использованы:
· как средство быстрого всплытия на поверхность в аварийной ситуации;
· для компенсации потери плавучести на глубине вследствие обжатия гидрокостюма;
· для подъема аварийного водолаза и тяжелых предметов с глубины;
· для дыхания непосредственно из жилета при подъеме (при недостатке дыхательной смеси для дыхания);
· для обеспечения контролируемых остановок на строго определенной глубине под водой при прохождении декомпрессии;
· для увеличения плавучести и удержания на поверхности без усилий для отдыха в ожидании обеспечивающего катера.
Выводы. На основании изложенного можно сделать следующие выводы относительно особенностей и тенденций развития водолазных жилетов – компенсаторов плавучести.
1. Компенсатор плавучести является необходимым для обеспечения безопасности спуска элементом водолазного снаряжения.
2. Наиболее совершенные современные образцы компенсаторов плавучести разрабатываемые за рубежом для военных:
· позволяют удерживать голову водолаза над поверхностью воды независимо от его состояния (в сознании или без);
· имеют плотность материала 840-1100 DEN;
· имеют систему подвески, позволяющую использовать компенсатор с дыхательными аппаратами нагрудного и заспинного типа, или без аппарата;
· имеют систему подвески, позволяющую произвести подъем водолаза на вертолет или высокобортное плавсредство.
3. Конструкция современных компенсаторов плавучести динамично развивается, основные схемные решения на сегодняшний день отработаны, а совершенствование характеристик идет за счет применения современных полимерных материалов (тканей и пленок).
4. В ближайшие 3-5 лет следует ожидать существенного роста технических и эксплуатационных характеристик жилетов-компенсаторов плавучести за счет перехода к новым конструктивно-компоновочным решениям и большей интеграции с другими элементами водолазного снаряжения.
В заключение мы с сожалением вынуждены констатировать, что Россия пока отстает в создании собственных жилетов-компенсаторов плавучести. По состоянию на сегодняшний день отечественные образцы этого важного элемента снаряжения еще не поступают ни военным водолазам, ни их гражданским коллегам и существуют только в опытных образцах.
Депонировано в ВИНИТИ РАН
28 сентября 2000 года, № 2509-В00
Конец ...
Часть 1 I Часть 2 I Часть 3
|