|
Часть 1 I Часть 2 I Часть 3
Основные технические характеристики жилетов всплытия, создававшихся в шестидесятые годы, приведены в Таблице 1.
Таблица 1.
Модель |
Aqua Float |
US Divers Float |
Standard SS 40 |
Moniteur SIS P 90 |
Фирма(страна изготовитель), год разработки |
“US Divers” (США), 1964 |
“US Divers” (США), 1965 |
SPIROTECHNIKA (Франция), 1966 |
SPIROTECHNIKA (Франция), 1966 |
Материал камеры плавучести |
Прорезиненная синтетическая ткань |
Прорезиненная синтетическая ткань |
Прорезиненная синтетическая ткань |
Прорезиненная синтетическая ткань |
Форма камеры плавучести |
"Хомут" |
"Хомут" |
"Хомут" |
"Хомут" |
Источник наполнения |
Баллончик углекислоты (16 г) |
Баллончик углекислоты (16 г) |
Баллон со сжатым воздухом 0.4 л, 200 Бар |
Баллон со сжатым воздухом 0.4 л, 200 Бар |
Трубка поддува ртом |
Имеется |
Имеется |
Имеется |
Имеется |
Управляемый травящий клапана |
Не имеется |
Не имеется |
Не имеется |
Не имеется |
Возможность использования объема камер для дыхания |
Отсутствует |
Отсутствует |
Обеспечивается |
Обеспечивается |
Способ закрепления на водолазе |
Надеванием на шею + поясной ремень |
Надеванием на шею + поясной ремень |
Надеванием на шею + брасовый ремень |
Надеванием на шею + брасовый ремень |
|
Рис 2 |
В 1971 году фирма INFLATABLE SYSTEMS (США) выпустило устройство, отличающееся от выпускаемых ранее фирмой “US Divers” наличием гофрированной трубки с мундштучной коробкой, загубником для поддува воздуха в полость жилета и травяще-предохранительным клапаном, который не только предохранял оболочку от разрыва, но и позволял при необходим часть воздуха. Для быстрого наполнения жилета был оставлен баллон ости стравить с углекислым газом. Крепление жилета на водолазе осуществлялось надеванием на шею и фиксацией поясным и брасовым ремнями. В наполненном состоянии жилет имел форму похожую на лошадиный хомут, что и определило в дальнейшем его название “Хомут”. Однако, при таком расположении камеры плавучести водолаз терял остойчивость и лишался маневренности в горизонтальной плоскости даже при неполном наполнении жилета. Положение подводного пловца на поверхности с наполненным жилетом типа “хомут” приведено на рис.2.
|
Рис 3 |
В 1974 году появилась модификация жилета всплытия, где в качестве источника для наполнения оболочки жилета использовался специальный отвод от редуктора низкого давления акваланга с управляемым вручную клапаном. Специалисты фирмы “SCUBAPRO” переместили емкость плавучести на спину и расположили симметрично относительно баллона акваланга. На гермооболочку надели чехол и соединили с его с панелью, на которой закреплялся баллон, перенесли на него ремни крепления дыхательного аппарата на теле водолаза. Такая однокамерная схема обеспечивала простоту и удобство регулирования плавучести водолаза в подводном положении, но существенно затруднило удержание его на поверхности в безопасном (лицом вверх) положении. (Рис.3).
Следующим шагом на пути совершенствования жилетов-компенсаторов плавучести стал переход от однокамерной схемы с заспинной камерой плавучести к так называемой “трехкамерной”. Конструктивно это означало добавление к заспинной кольцевой камере двух боковых камер, также кольцевых. Такая гидродинамическая схема обеспечила при неполном наполнении жилета удобное регулирование плавучести в пределах объема заспинной камеры и устойчивое положение водолаза в безопасном положении лицом вверх на поверхности воды при полностью заполненных камерах (Рис.4а, 4.б).
|
|
Рис 4 |
Рис 5 |
Однако из-за значительного разброса антропометрических характеристик у людей приходилось выпускать жилеты различных (до 6) росто-размеров. Кроме того, трехкамерным жилетам этого типа, получившим в зарубежной литературе обозначение “stabilizing jacket” (стабилизирующий жилет) был присущ еще один недостаток – повышенное гидродинамическое сопротивление при хождении на ластах или подводных средствах движения (ПСД). Для его устранения в конструкцию стабилизирующего жилета были внесены изменения: у боковых кольцевых камер удалили участки, расположенные на груди, и заменили их на широкие капроновые ремни с регулировочными пряжками. Такая конструкция (Рис. 5а, 5б) в зарубежной литературе получила название “adjustable jacket” (регулируемый жилет).
|
|
Рис 6 |
Рис 7 |
Наиболее совершенные современные жилеты-компенсаторы состоят из двух совмещенных жилетов: трехкамерного регулируемого жилета, который используется на поверхности, и однокамерного жилета со спинной камерой, используемый для регулирования плавучести под водой. Каждый из жилетов управляется независимо и имеет собственный комплект воздушной арматуры, травяще-предохранительные клапаны. Такие жилеты-компенсаторы обычно оснащаются так называемой “интегрированной грузовой системой”, исключающей необходимость использования грузового пояса и обеспечивающей оптимальную вывеску водолаза в воде. Конструкция интегрированной грузовой системы обеспечивает необходимый уровень безопасности водолаза за счет специальной конструкции быстро раскрываемых карманов для балластных грузов, позволяющих сбросить груз в аварийной ситуации движением одной руки. Типовым представителем жилетов этой конструкции является жилет-компенсатор модели “The Rig” фирмы DACOR (США).
В отечественном ВМФ применялись другие средства, выполняющие часть функций (спасательных) компенсирующего жилета – экстренное всплытие и удержание на поверхности. Это такие изделия, как САВ (система автоматического всплытия), жилеты всплытия ЖВ-1 и ЖВ-2.
Продолжение следует ...
Часть 1 I Часть 2 I Часть 3
|
  |