X-Frog.narod.ru

Главная страница сайта

История подводной техники

Наши работы

Обзоры

Интересные ссылки

Оружейка

Гостевая книга

Персоналии

 

 

 

 

Часть 1 I Часть 2 I Часть 3


Основные технические характеристики жилетов всплытия, создававшихся в шестидесятые годы, приведены в Таблице 1.

Таблица 1.

Модель Aqua Float US Divers Float Standard SS 40 Moniteur SIS P 90
Фирма(страна изготовитель), год разработки “US Divers” (США), 1964 “US Divers” (США), 1965 SPIROTECHNIKA (Франция), 1966 SPIROTECHNIKA (Франция), 1966
Материал камеры плавучести Прорезиненная синтетическая ткань Прорезиненная синтетическая ткань Прорезиненная синтетическая ткань Прорезиненная синтетическая ткань
Форма камеры плавучести "Хомут" "Хомут" "Хомут" "Хомут"
Источник наполнения Баллончик углекислоты (16 г) Баллончик углекислоты (16 г) Баллон со сжатым воздухом 0.4 л, 200 Бар Баллон со сжатым воздухом 0.4 л, 200 Бар
Трубка поддува ртом Имеется Имеется Имеется Имеется
Управляемый травящий клапана Не имеется Не имеется Не имеется Не имеется
Возможность использования объема камер для дыхания Отсутствует Отсутствует Обеспечивается Обеспечивается
Способ закрепления на водолазе Надеванием на шею + поясной ремень Надеванием на шею + поясной ремень Надеванием на шею + брасовый ремень Надеванием на шею + брасовый ремень

Рис 2
В 1971 году фирма INFLATABLE SYSTEMS (США) выпустило устройство, отличающееся от выпускаемых ранее фирмой “US Divers” наличием гофрированной трубки с мундштучной коробкой, загубником для поддува воздуха в полость жилета и травяще-предохранительным клапаном, который не только предохранял оболочку от разрыва, но и позволял при необходим часть воздуха. Для быстрого наполнения жилета был оставлен баллон ости стравить с углекислым газом. Крепление жилета на водолазе осуществлялось надеванием на шею и фиксацией поясным и брасовым ремнями. В наполненном состоянии жилет имел форму похожую на лошадиный хомут, что и определило в дальнейшем его название “Хомут”. Однако, при таком расположении камеры плавучести водолаз терял остойчивость и лишался маневренности в горизонтальной плоскости даже при неполном наполнении жилета. Положение подводного пловца на поверхности с наполненным жилетом типа “хомут” приведено на рис.2.

Рис 3
В 1974 году появилась модификация жилета всплытия, где в качестве источника для наполнения оболочки жилета использовался специальный отвод от редуктора низкого давления акваланга с управляемым вручную клапаном. Специалисты фирмы “SCUBAPRO” переместили емкость плавучести на спину и расположили симметрично относительно баллона акваланга. На гермооболочку надели чехол и соединили с его с панелью, на которой закреплялся баллон, перенесли на него ремни крепления дыхательного аппарата на теле водолаза. Такая однокамерная схема обеспечивала простоту и удобство регулирования плавучести водолаза в подводном положении, но существенно затруднило удержание его на поверхности в безопасном (лицом вверх) положении. (Рис.3).

Следующим шагом на пути совершенствования жилетов-компенсаторов плавучести стал переход от однокамерной схемы с заспинной камерой плавучести к так называемой “трехкамерной”. Конструктивно это означало добавление к заспинной кольцевой камере двух боковых камер, также кольцевых. Такая гидродинамическая схема обеспечила при неполном наполнении жилета удобное регулирование плавучести в пределах объема заспинной камеры и устойчивое положение водолаза в безопасном положении лицом вверх на поверхности воды при полностью заполненных камерах (Рис.4а, 4.б).
Рис 4 Рис 5

Однако из-за значительного разброса антропометрических характеристик у людей приходилось выпускать жилеты различных (до 6) росто-размеров. Кроме того, трехкамерным жилетам этого типа, получившим в зарубежной литературе обозначение “stabilizing jacket” (стабилизирующий жилет) был присущ еще один недостаток – повышенное гидродинамическое сопротивление при хождении на ластах или подводных средствах движения (ПСД). Для его устранения в конструкцию стабилизирующего жилета были внесены изменения: у боковых кольцевых камер удалили участки, расположенные на груди, и заменили их на широкие капроновые ремни с регулировочными пряжками. Такая конструкция (Рис. 5а, 5б) в зарубежной литературе получила название “adjustable jacket” (регулируемый жилет).
Рис 6 Рис 7

Наиболее совершенные современные жилеты-компенсаторы состоят из двух совмещенных жилетов: трехкамерного регулируемого жилета, который используется на поверхности, и однокамерного жилета со спинной камерой, используемый для регулирования плавучести под водой. Каждый из жилетов управляется независимо и имеет собственный комплект воздушной арматуры, травяще-предохранительные клапаны. Такие жилеты-компенсаторы обычно оснащаются так называемой “интегрированной грузовой системой”, исключающей необходимость использования грузового пояса и обеспечивающей оптимальную вывеску водолаза в воде. Конструкция интегрированной грузовой системы обеспечивает необходимый уровень безопасности водолаза за счет специальной конструкции быстро раскрываемых карманов для балластных грузов, позволяющих сбросить груз в аварийной ситуации движением одной руки. Типовым представителем жилетов этой конструкции является жилет-компенсатор модели “The Rig” фирмы DACOR (США).

В отечественном ВМФ применялись другие средства, выполняющие часть функций (спасательных) компенсирующего жилета – экстренное всплытие и удержание на поверхности. Это такие изделия, как САВ (система автоматического всплытия), жилеты всплытия ЖВ-1 и ЖВ-2.


Продолжение следует ...


Часть 1 I Часть 2 I Часть 3

 

 

 

 


Rambler's Top100


X-Frog.narod.ru

Hosted by uCoz