X-Frog.narod.ru

Главная страница сайта

История подводной техники

Наши работы

Обзоры

Интересные ссылки

Оружейка

Гостевая книга

Персоналии

 

 

 

 

Часть 1 I Часть 2


ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ С.К. ДЖЕВЕЦКОГО

В России первые удачные опыты по созданию малых подводных лодок, которые можно считать предшественницами современных подводных средств движения (ПСД), связаны с именем изобретателя С.К.Држевецкого (1843 – 1938). Мы не ошиблись в написании фамилии изобретателя – подлинная фамилия русского инженера польского происхождения писалась через букву “Р”, но со временем, в стремлении к благозвучности, эта буква потерялась. В дальнейшем изложении мы придерживаемся традиционно сложившегося современной в литературе написания.

Рис 1
С.К.ДЖЕВЕЦКИЙ
Имя этого человека упоминается во многих современных справочниках и энциклопедических изданиях, но широкой публике оно относительно мало известно. Поэтому мы считаем необходимым сказать несколько слов о Джевецком как об инженере.

В 60—70-егоды XIX века Джевецкий сконструировал несколько типов ПЛ – в 1879 году по его чертежам были построены и испытаны лодки, рассчитанные на экипаж из одного и из четырех человек. Уже в 1880 году Джевецкий представил проект первой в мире ПЛ с электрическим двигателем, работающим от аккумулятора, что послужило началом принципиально новому направления в подводном судостроении.

В начале 90-х годов XIX века Джевецкий предложил ряд интересных проектов подводных лодок с механическим двигателем. За проект ПЛ водоизмещением около 120 т, имеющей экипаж 12 человек и паровую машину (разработан Джевецким вместе с А.Н. Крыловым, будущим академиком), в 1898 году была присуждена первая премия на Международном конкурсе в Париже.

Джевецкий также был автором ряда проектов вооружения для подводного флота, например, в 1897 году изобрел подводный минный аппарат (беструбный торпедный аппарат для ПЛ), значительно отличавшийся от ранее существовавших.

В 1907 году по проекту Джевецкого была построена лодка “Почтовый” с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода. Ко всему прочему, изобретатель первым в России сконструировал механический прибор для автоматической прокладки пути корабля на карте; известен Джевецкий и как конструктор воздушных винтов, разработавший в 1892 году оригинальную теорию расчета винта.

Остроумный, изящный, прекрасно образованный, почти француз…(как писал о Джевецком в своих воспоминаниях академик А.Н. Крылов), он ко всему прочему был отчаянно смелым человеком. Весной 1877 года после начала русско-турецкой войны Джевецкий поступил добровольцем на флот и был зачислен на пароход “Веста”, которым командовал капитан 2-го ранга Н.М. Баранов. 11 июля 1877 года “Веста” участвовала в бою с турецким броненосцем. В этом бою “Веста” потеряла половину своего личного состава убитыми и ранеными, но не вышла из боя с превосходящими силами противника. Как вольноопределяющийся, Джевецкий за этот бой был награжден солдатским Георгиевским крестом, который он и носил на своем штатском сюртуке в исключительно торжественных случаях.

С 1892 года Джевецкий постоянно жил во Франции, где занимался в основном коммерческой деятельностью, чем и можно объяснить его сегодняшнюю относительно малую известность. Впрочем, положение потихоньку исправляется, – не так давно авторы с удовольствием прочитали в журнале “Капитан-Клуб” интересную статью Г.Рогачева о Джевецком

Начиная с 1876 года Джевецким были разработаны и испытаны две лодки, которые можно отнести к рассматриваемому нами классу – ПСД. В дальнейшем второй вариант, построенный по заказу военно-морского ведомства, был принят на вооружение российского флота. Эта лодка, как и первая, относится к ПСД как с точки зрения тактики боевого применения, так и по конструктивно-технологическим решениям. Стоит отметить, что это – первая в мире ПЛ, строившаяся промышленностью серийно.

Рис 2
Первая лодка С.К.ДЖЕВЕЦКОГО
Корпус первой лодки имел чечевицеобразную форму и был изготовлен из металла. На верхней половине корпуса ПЛ был расположен входной колпак, который одновременно выполнял роль иллюминатора. Такая форма ПЛ обеспечивала достаточную управляемость, скорость и хорошую остойчивость.

В корпусе лодки на уровне плеч человека были сделаны специальные отверстия, закрывавшиеся изнутри, снаружи к этим отверстиям были прикреплены резиновые перчатки. Эти своеобразные манипуляторы позволяли человеку отсоединять расположенный на внешней поверхности груз (мину), выполнять относительно несложные операции.

Погружение ПЛ осуществлялось заполнением водой балластной цистерны, причем при погружении цистерна заполнялась водой до уровня положительной плавучести, близкой к нулю, а затем точно регулировалась с помощью специального устройства – поршня, перемещаемого при помощи винтового привода и вставленного в расположенный впереди лодки и открытый снаружи цилиндр большего диаметра. Передвигаясь внутри этого цилиндра, поршень менял водоизмещение ПЛ.

В движение лодка приводилась гребным винтом с велосипедным приводом, который позволял лодке достигать требуемой скорости.

Вооружение ПЛ состояло из двух мин, которые предполагалось прикреплять к корпусу неприятельского корабля с помощью присосок.

Држевецкий испытывал эту мини-ПЛ в течение нескольких месяцев на Одесском рейде, причем опыты, несмотря на определенные трудности (однажды изобретатель едва не погиб по вине лиц, обеспечивавших испытания), прошли успешно. Была показана возможность боевого применения лодки; к исследованиями Джевецкого проявило интерес российское военное ведомство, которое позднее заказало ему ПЛ увеличенных размеров с рядом дополнительных усовершенствований.


Продолжение следует


Часть 1 I Часть 2

 

 

 

 


Rambler's Top100


X-Frog.narod.ru

Hosted by uCoz