X-Frog.narod.ru

Главная страница сайта

История подводной техники

Наши работы

Обзоры

Интересные ссылки

Оружейка

Гостевая книга

Персоналии

 

 

 

 

Часть 1 I Часть 2


Рис 3
Вторая лодка С.К.ДЖЕВЕЦКОГО
Не меньший интерес представляет и вторая лодка Джевецкого, которую мы также отнесли к классу ПСД. Кстати, единственный сохранившийся экземпляр лодки находится в экспозиции Центрального Военно-морского музея в Санкт-Петербурге и неизменно вызывает большой интерес у посетителей.

Построенная в 1879 году на Невском заводе в Петербурге по заказу военного министерства, эта лодка была немного больше своей предшественницы. Длина ее составляла 6 м при ширине 1.37 м; обшивка лодки была выполнена из стального листа толщиной 5 мм.

Рис 4
Вторая лодка С.К.ДЖЕВЕЦКОГО
Экипаж состоял из 4 человек, сидящих спиной к спине по двое. При посредстве педального привода экипаж вращал гребные винты, в первоначальном варианте их было два – носовой и кормовой (впоследствии носовой винт убрали), которые сообщали лодке скорость до 3 узлов. От осей гребных винтов получали движение два маленьких насоса, один воздушный, а другой для выкачивания водяного балласта. Воздушный насос прокачивал использованный воздух через едкий натрий, удаляя углекислый газ, а из баллона с воздухом высокого давления пополнялся запас кислорода. Головы четырех человек экипажа приходились в круглом куполе, снабженном иллюминаторами с толстыми стеклами. В передней части этой рулевой башни находилась оптическая труба с призмами и с увеличительными стеклами в её нижней части (этот прибор, предшественник перископа, позволял рулевому ориентироваться под водой).

Рис 5
Вторая лодка С.К.ДЖЕВЕЦКОГО
- Спуск на воду
Погружение производилось впуском водяного балласта в цистерны и наклоном переднего гребного винта (на первом варианте ПЛ).

Вооружение лодки состояло из двух мин, помещенных снаружи в двух специальных нишах, сделанных в верхней части корпуса лодки. Их можно было отстопоривать изнутри и прилеплять к корпусу неприятельского судна посредством двух резиновых подушек, по одной с каждой стороны мины; наполняя сжатым воздухом, эти подушки заставляли мину всплывать и задерживаться под килем судна, под которым отстопорили мину от подводной лодки.

Испытания этой лодки, в 1879 происходившие году на Гатчинском озере, были настолько успешными и убедительными, что Држевецкому было сразу же заказано 50 подводных лодок подобного же типа, но с введением некоторых изменений в устройство.

К слову сказать, Стефан Карлович Джевецкий был достаточно сведущ не только в вопросах кораблестроения, но и в искусстве придворной интриги значительно облегчавшего жизнь в бюрократической России. Вот что пишет об этом А.Н. Крылов в своих воспоминаниях:
…Александру III было доложено о лодке Држевецкого. Он пожелал ее видеть, было приказано привезти лодку в Гатчину и спустить в отличающееся прозрачностью воды Серебряное озеро, и назначен день показа лодки царю. Држевецкий несколько дней бороздил по озеру, изучая царскую пристань и как к ней ловчее пристать. Зная, что Александр III неразлучен с царицей Марией Федоровной, Држевецкий заказал букет самых великолепных орхидей — любимых цветов царицы. Настал день испытаний. Царь и царица сели в шлюпку, на которой и вышли на середину озера, а Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под нею. Наконец шлюпка подошла к пристани, царь и царица вышли и остались на пристани. Држевецкий с ловкостью пристал открыл горловину, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет орхидей, сказав: “C’est le tribut de Neptune a Votre Majeste!” (это дань Нептуна Вашему Величеству). Царица пришла в восторг, рассыпалась в комплиментах, царь остался очень доволен, благодарил Држевецкого и приказал дежурному генерал-адъютанту рассказать об этих опытах военному министру П.С. Вановскому, чтобы он озаботился возможно спешной постройкой 50 лодок, с уплатой Држевецкому 100000 руб…

Эти заказанные лодки были построены в Петербурге в 1881 году. Они были тех же размеров, как и описанная выше лодка, но имели всего по одному кормовому гребному винту, который поворачивался в плоскости руля. Спереди каждая лодка была снабжена иллюминаторами для рулевого.

Рис 6
Вторая лодка С.К.ДЖЕВЕЦКОГО
- в Военно Морском Музее
ПЛ предназначалась для подводного плавания, и двигателем для неё служила газовая машина, для которой имелся резервуар с сжатым газом. Погружение производилось уменьшением водоизмещением.

Вооружение состояло из одной мины, которая взрывалась электрическим током по месту постановки, поэтому при взрыве легко могла потерпеть аварию и сама лодка.

…Из докладной записки командующему морскими силами Тихого океана контр-адмирала В.К.Витгефта (30 января 1900 года): “…Вопрос о подводных лодках в настоящее время настолько продвинулся вперед, к кратчайшему его решению, что уже обращает на себя внимание всех флотов. Не давая еще вполне удовлетворительного решения в боевом отношении, подводная лодка, однако, является уже оружием, производящим сильное нравственное влияние на противника, раз он знает, что такое оружие имеется против него. Русский флот в этом вопросе шел впереди других, но, к сожалению, остановился после первых более или менее удачных опытов.
Но следом работы остались имеемые лодки Джевецкого. Лодки эти несовершенны, но в известном случае могли бы иметь место при защите рейдов. Так как в настоящее время поднят вопрос об устройстве минных батарей в бассейне Порт-Артура... то является мысль о возможности такие батареи устроить при помощи подводных лодок Джевецкого, приспособив им под киль минный аппарат. Такие батареи, будучи подвижными, имеют, конечно, преимущества...
”.

Позднее, когда конструкция второй лодки Джевецкого морально устарела, все эти аппараты были использованы в качестве корпусов для плавучих буев. Можно сказать, что это события является первым в новейшей истории России примером удачной конверсии техники военного назначения.

Кроме того, одна из лодок Джевецкого в результате некоторой модернизации стала, по сути, прототипом надводно-подводных аппаратов, получивших распространение в военно-морском флоте нашего времени. Речь идет о так называемом катер малой видимости “Кета”, который в 1904 году был сконструирован на основе лодки Джевецкого лейтенантом русского флота С.А.Яновичем.

При подготовке материала были использованы следующие источники:
1. Афанасьев К.А., Охочинский М.Н., Чириков С.А. Подводные средства доставки водолазов. СПб: БГТУ “Военмех” им. Д.Ф.Устинова, 2002. 48 с.
2. Голов Д. Подводное судоходство. СПб: Издание К.Л.Риклера, 1905.
3. Крылов А.Н. Мои воспоминания. Л: “Судостроение”, 1978. 300 с.
4. Морской энциклопедический справочник. Том 1. Л: “Судостроение”, 1987. С.222 – 223.
5. Рогачев Г. История одного экспоната. “Капитан-Клуб”, 2001, №3. С.76 –79.
6. Шапиро Л.С. Самые нелегкие пути к Нептуну. Л: “Судостроение”, 1988. 175 с.


Конец


Часть 1 I Часть 2

 

 

 

 


Rambler's Top100


X-Frog.narod.ru

Hosted by uCoz