|
Часть 1 I Часть 2
Кирилл Афанасьев
Михаил Охочинский
Сергей Чириков
НЫРЯЮЩЕЕ КАНОЭ "SLEEPING BEAUTY"
Известный немецкий диверсант Отто Скорцени в свое время сформулировал правило, которым следует руководствоваться при организации деятельности подразделений специального назначения: "...Любая операция должна проводиться минимальными силами, но с максимальным результатом" (цитируем по книге Дж. Маклахлана "Тайны английской разведки"). Вероятно, нечто подобное вспоминали британские специалисты по операциям в тылу противника, когда организовывали высадку своих коммандос на сушу с использованием гребных спортивных лодок. Яркий пример - в июне 1941 года диверсионная группа англичан взорвала у подножья Этны стратегически важный тоннель, при этом все оборудование и боеприпасы были перевезены с подводной лодки на берег с применением небольшой байдарки. Этот, да и другие успешные рейды отрядов британских коммандос послужили толчком к созданию, пожалуй, наиболее экзотического средства доставки боевых пловцов, которое имеет определенное отношение к рассматриваемым нами подводным средствам движения.
К концу войны английские инженеры создали конструкцию, очень напоминающее старую добрую спортивно-диверсионную байдарку. Речь идет о первом и, скажем прямо, далеко не самом удачном образец надводно-подводного транспортировщика, официально в британском флоте обозначавшемся аббревиатурой MSC (Motorized Submersible Canoe), в дословном переводе - "Самоходная ныряющая байдарка". Это утлое суденышко, кстати, представленное сегодня в экспозиции одного из британских военных музеев, когда-то действительно было вершиной инженерной мысли и конструктивно представало собой настоящую миниатюрную подводную лодку.
|
Рис 1 Ныряющее каноэ "Sleeping Beauty" рисунок С.А. Чирикова |
Здесь присутствуют все основные узлы и системы подводного корабля - гребной электродвигатель в корме, герметичный аккумуляторный отсек и балластная цистерна в средней части корпуса, носовая и кормовая дифферентовочные цистерны, кингстоны, баллоны со сжатым воздухом, арматура и трубопроводы. Однако, судя по примененным в конструкции материалам и технологиям, создателями MSC были скорее авиационные специалисты, а не судостроители. Так, корпус аппарата выполнен в виде обечайки из алюминиевого листа с приклепанным силовым набором из алюминиевого профиля, в соответствии с самой современной на то время авиационной технологией.
Совершенные и чистые обводы, более характерные для спортивной байдарки, снижают шумность и гидродинамические потери. Очевидно, что с таким корпусом можно было двигаться и под веслами для экономии заряда аккумуляторов. Об авиационных корнях MSC также свидетельствует "самолетный" штурвал управления по курсу и глубине, тросовая проводка к рулям, авиационная арматура в системе управления плавучестью и дифферентом. Даже изменяемое по высоте сидение пилота (в подводном положении оно опускалось несколько ниже) ранее никогда не применялось в кораблестроении.
В некоторых источниках сообщается, что для снижения гидродинамического сопротивления при движении в подводном положении и защиты водолаза от набегающего потока на байдарке устанавливался прозрачный колпак (опять очень похоже на самолетный блистер!). Однако, при более внимательном изучении музейного аппарата, нам не удалось обнаружить никаких конструктивных элементов для его закрепления. А вот место крепления тканевого фартука, предохраняющего от заливания корпуса на волнении и хорошо известного всем водным туристам, - оно есть.
Несмотря на такую славную авиационную родословную, в ходе эксплуатации MSC выявился и существенный недостаток конструкции - при движении в подводном положении аппарат крайне вяло реагировал на перекладку рулей, выполняя эволюции с большой задержкой, благодаря чему и получил у пилотов свое прозвище "Спящая красавица" (Sleeping Beauty).
По мысли создателей, применение малошумного электромотора в сочетании с возможностью движения под поверхностью воды значительно повышало скрытность доставки диверсанта, совмещающего функции пилота и водолаза, к побережью противника. Тактический прием - при подходе к береговым постам наблюдения противника байдарка, ведомая твердой рукой пилота, одетого в водолазный костюм, скрывается под водой и тихо крадется к берегу. Предполагалось, что, добравшись до мелководья, диверсант покинет транспортировщик и, прихватив необходимое оружие и снаряжение, скрытно проникнет на территорию противника.
Как сообщается в некоторых источниках, обучение управлению этим экзотическим транспортным средством проводилось параллельно с обучением экипажей ПСД "Chariot", но, в отличие от последних, курсантами были не моряки королевского флота, а бойцы движения сопротивления из Франции, Норвегии и других стран. По некоторым данным, этот аппарат широко применялся для скрытной доставки диверсантов в заключительный период Второй мировой войны, однако точной информации на этот счет в нашем распоряжении пока нет.
Стоит отметить, что появление ныряющего каноэ MSC на вооружении британских спецподразделений, безусловно, было следствием реализации предложения лейтенанта Роджера Кортни. По мнению Райана Вольфсона, известного исследователя и историка подразделений специального назначения, Кортни первым в британских вооруженных силах всерьез занялся исследованием возможности применения 2-х местных байдарок в специальных операциях.
Кортни, более известный под прозвищем "Джамбо", был очень интересной и многогранной личностью. К началу второй мировой войны он имел за плечами опыт кладоискателя, сержанта палестинской полиции и участника водного путешествия на байдарках по Нилу от его истоков до дельты. А в 1938 году свой медовый месяц супруги Кортни провели в байдарке, спускаясь вниз по одной из африканских рек.
В июне 1940 года "Джамбо" служил в Восьмой бригаде коммандос, дислоцированной в Шотландии, где и поспешил изложить свои предложения по использованию байдарок для целей разведки, патрулирования и диверсий. Естественно, что по началу командование отнеслось к этой идее более чем скептически. Однако после серии демонстраций, во время которых "Джамбо" незамеченным, под покровом ночи проникал на охраняемый рейд, приближался к стоящим на якоре судам, метил их борта мелом или просто свинчивал пару букв из их названия, мнение командования радикально изменилось.
40-летнего Кортни произвели из старшего лейтенанта в капитаны и поручили подобрать еще восьмерых смельчаков для формирования подразделения, впоследствии ставшего известным как "Фолбот-флот". Такое малопонятное название имеет весьма простое объяснение - байдарки, на которых предстояло воевать этому подразделению, изготавливала фирма "Фолбот".
В начале 1941 года Восьмая бригада коммандос была объединена с Седьмой и Одиннадцатой и под наименованием "Лэйфорс" - от имени ее командира, полковника Боба Лэйкока - была переброшена в Египет с целью обеспечения захвата острова Родос.
Продолжение следует
Часть 1 I Часть 2
|
  |