Часть 1 I Часть 2
Первой операцией подразделения байдарок "Джамбо" Котни, тогда уже майора, стал поиск удобных для высадки десанта мест на побережье. Несколько позже десантная операция была отменена, а "Фолбот-флот" был переподчинен Первой флотилии подводных лодок, базирующихся на Александрию. А диверсионной операцией этого байдарочного подразделения, которую следует считать первой удачей, стал рейд лейтенанта Роберта "Тага" Вильямса и рядового морской пехоты Уолли Найэкса по взрыву железнодорожного тоннеля на острове Сицилия в конце июля 1941 года.
К этому же времени относятся и еще несколько успешных рейдов "байдарочного спецназа". В дальнейшем на базе "Фолбот-флота" с использованием полученного им боевого опыта было создано несколько подразделений SBS (Special boat section) - отделов специальных лодок с общей численностью байдарочников свыше160 человек.
В ходе войны на вооружении коммандос появлялась новая техника, например, такая, как захваченные у итальянцев скоростные взрывающиеся катера - 16-ти футовые глиссеры, оснащенные 500-килограммовым зарядом взрывчатки. Для их использования создавались новые подразделения. Так, 6 июля 1942 года было создано подразделение взрывающихся катеров британской королевской морской пехоты под командованием майора "Блонди" Хаслера (это подразделение более известно в истории под своей аббревиатурой - RMBPD). Выбор командира не был случаен - майор Хаслер был кадровым военным и к тому же опытным яхтсменом. Этот опыт ему сразу пригодился, поскольку RMBPD организационно состояло из двух секций - собственно взрывающихся катеров и секции "ныряющих байдарок".
Пока транспортное средство, упоминавшаяся нами ранее как "Спящая красавица", не поступила в подразделение майора "Блонди", личный состав этой секции осваивал управление взрывающимися и вспомогательными катерами, и, на всякий случай, швертботами. В это же время была предпринята и первая рейдовая операция "Франктон", ставшая основой для книги и одноименного фильма "Герои Коклшелл", названных так по модели байдарки - Cockle Mk-II.
|
Рис 2 Ныряющее каноэ в подводном положении |
По плану 5 экипажей двухместных байдарок, будучи высажены с борта подводной лодки в Бискайском заливе, достигнув побережья, должны были пройти более 75 морских миль (около 120 км) вверх по течению реки Бордо и нанести внезапный удар по немецким судам, блокировавшим корабли и суда союзников.
Из пяти экипажей только два в ночь с 11 на 12 декабря 1942 года достигли цели и выполнили боевую задачу - заминировали 4 вражеских корабля. И только экипаж майора "Блонди" Хаслера и рядового морской пехоты Билли Спаркса сумел вернуться на базу. Все остальные участники рейда были уничтожены или пленены, а затем казнены немцами. В результате операции 1 корабль был потоплен, а 3 других сильно повреждены…
Информации о боевом использовании "Спящих красавиц" в RMBPD нам найти пока не удалось. Зато удалось установить факт использования этого оружия другим подразделением коммандос - "Группой Х", сформированной в основном из австралийцев.
Это подразделение воевало в Юго-Восточной Азии (в районе Сингапура). Командовали подразделением майор Лайон и лейтенант Девидсон. Они сформировали специальный отряд из 18-летних резервистов, имеющих за плечами лишь несколько месяцев службы. Под обозначением "Группа Z" это немногочисленное - всего 23 человека - подразделение начало интенсивно осваивать очень трудное в управлении транспортное средство.
11 сентября 1944 года подводная лодка "Порпоис" покинула базу Фимагнтл для проведения операции "Рамау"; на ее борту в полном составе была "Группа Z" и ее материальная часть - ныряющие байдарки, а также 8 обычных двухместных байдарок. Менее двух недель спустя группа была высажена в районе архипелага Рио. Здесь на острове Марапас была создана передовая база группы, а для рейда на Сингапур захвачена джонка. С этого момента действия группы пошли совсем не по плану.
В 20 км от Сингапура джонка была перехвачена японским патрульным катером, а участники рейда были вынуждены покинуть ее борт на своих байдарках (ныряющих и обычных) и уйти в сторону открытого моря. О результатах предпринятого японцами поиска в море и на ближайших островах архипелага до сих пор ничего не известно. Лишь установлено, что в начале ноября никто из группы не вышел в определенный квадрат в районе острова Марапас для эвакуации на борту подводной лодки.
Исследования, проведенные в начале 80-х годов прошлого века, подтвердили, что часть экипажей "Группы Z" все-таки прорвались в гавань Сингапура и сильно повредили 3 японских крейсера. Стало известно также, что часть экипажей, участвовавших в рейде, погибла, а часть захвачена в плен. Попавшим в плен тоже не повезло - часть из них скончалась от малярии и других тропических болезней, а выживших японцы казнили в июне 1945 года под предлогом, что они не имели на своем тропическом обмундировании армейских знаков различия, то есть формально не являлись военнопленными.
В память о героизме людей из "Группы Z" в начале 80-х Первая бригада коммандос австралийской армии отчеканила памятную медаль.
После окончания войны "Спящая красавица", этот образец специальной техники, попала к американцам, которые внимательно ее изучили и неоднократно испытывали в натурных условиях.
Осенью 1946 года ВМС США начали свою собственную программу создания подразделений боевых пловцов, оснащенных по последнему (на тот момент) слову техники. Не надо думать, что боевых пловцов до этого момента в США не было совсем, как раз наоборот - они были в достаточно большом количестве в составе команд UDT (Underwater Demolition Teams) - подразделений подводных подрывников, обеспечивавших выполнение десантных операций в Европе и Юго-Восточной Азии. Однако таких боевых пловцов-диверсантов, как в итальянском, немецком или британском флоте у янки действительно не было.
Капитан-лейтенант Ф.Фейн, которому было поручено новое дело, начал с изучения недоработок своих предшественников. Сразу выяснилось, что во время войны небольшое подразделение подводных подрывников под командованием лейтенанта Гэммила было направлено в Англию для обучения управлению одноместной подводной лодкой размером со спортивное каноэ. Попутно обнаружилось, что на складе имущества UDT таких подводных каноэ числится два экземпляра, еще не распакованных, поскольку бойцов, умеющих правильно ими пользоваться, в штате подразделения уже не осталось. Также стало ясно, что несовершенство конструкции аппарата стало причиной гибели немалого числа английских моряков.
Американские военные моряки из UDT провели большой комплекс испытаний, в результате которых выяснилось в частности, что время реакции аппарата на перекладку рулей составляет никак не меньше 10 секунд. Одному из них - некоему Роллинсу - пришлось пережить несколько неприятных минут, когда в аккумуляторном отсеке его аппарат внезапно взорвался водород, выделяющийся при работе батарей.
Очевидно, учет недостатков конструкции "британского каноэ" позволил американцам в скором времени, после окончания Второй Мировой войны и начала другой войны, "холодной", создать собственные транспортировщики.
При подготовке материала были использованы следующие источники:
1. Войска специального назначения. Иллюстрированный словарь. М: "Росмэн", 1999. 160 с.
2. Маклахлан Дж. Тайны английской разведки (1939-1945). М: "Терра", 1997. 366 с.
3. Миллер Д.Подводный спецназ: история, операции, снаряжение, вооружение, подготовка боевых пловцов. Минск.: "Харвест", 1998. 432 с. Серия "Коммандос".
Конец...
Часть 1 I Часть 2
|