X-Frog.narod.ru

Главная страница сайта

История подводной техники

Наши работы

Обзоры

Интересные ссылки

Оружейка

Гостевая книга

Персоналии

 

 

 

 

Кирилл Афанасьев
Михаил Охочинский
Сергей Чириков

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА К. ГУБЭ

Очень интересным проектом является подводная лодка французского изобретателя Кловиса Губе, названная в честь своего создателя: «Губэ № 1». Брат изобретателя некоторое время работал у С.К. Джевецкого во время его пребывания в Париже; может быть, с этим как-то связано, что в «Губэ № 1» можно найти идеи, реализованные во второй лодке Джевецкого. У некоторых исследователей можно найти и менее дипломатичные утверждения, сводящиеся к тому, что Губэ-вторым были скопированы все чертежи Джевецкого. Более того, заказы на изготовление шарнирных узлов рулей лодки Джевецкого были размещены во Франции в мастерских… того же Губэ, что позднее позволило ему предъявлять претензии на авторство в проекте Джевецкого. Совершенно безосновательные, надо сказать, претензии…

Рис 1
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА К. ГУБЭ
рисунок С.А. Чирикова
Лодка «Губэ № 1» была заказана в 1885 году французским морским министерством и построена в Париже. Использование аппарата, по мысли его создателя, предусматривалось с носителей «типа пароходов».

Лодка имела полную длину 5 м при высоте 1,78 м и ширине 1 м. Полное водоизмещение достигало 1.8 м3, неполное же – 1.6 м3 при объеме цистерн 0.3 м3.

Использовался предохранительный груз в 0.3 т. Сухой вес лодки без экипажа достигал 1.45 т.

Рис 2
гравюра по фотографии с изображением ПЛ К. ГУБЭ
Корпус этой лодки, как и у всех судов этого времени, был уже типичным – листовая сталь на силовом наборе. Экипаж из двух человек сидел на резервуаре сжатого воздуха, при этом их головы находились в специальной наблюдательной башне, колпак которой был сделан откидным на шарнирах и служил входным люком. Башня, кроме того, была снабжена иллюминаторами с толстыми стеклами, у которых снаружи имелись предохранительные решетки, а внутри – глухие крышки для запирания, на случай, если стекло будет разбито. Кроме того, в корпус аппарата было вставлено устройство аналогичное «приемопередатчику» Вадингтона.

Движительный комплекс опять же состоял из электродвигателя и аккумуляторной батареи. Источником энергии являлась батарея элементов системы Шаншиева, установленная в носовой части лодки. Электродвигатель Эдисона вращал гребной винт и различные насосы. Вал гребного винта был снабжен универсальным шарниром, поэтому винт был приспособлен для разворота в горизонтальной плоскости при помощи штурвала, заменяя собою вертикальный руль. Однако для движения в непосредственной близости от неприятельских судов использовались весла. Погружение тоже осуществлялось принятием воды в балластные цистерны.

Вооружение состояло из плавающей мины, специальных ножниц для обрезания проводов плавающих мин и оптической трубы.

Интересными особенностями этой лодки были автоматические устройства поддержания остойчивости лодки: состоявшим из маятника, который пускал в ход насос, перекачивавший воду из носовой цистерны в кормовую или обратно, в зависимости от того, куда наклонилась лодка под влиянием перемещения груза внутри нее. Маятник при посредстве тяги действовал на сцепление насоса с его электромотором, так что последний заставлял насос перекачивать воду.

Эта лодка испытывалась сначала в Париже, где она была построена, а затем ее переправили в Шербург, где испытания были произведены 13 апреля 1890 года; описание этого события попало в газету «Genie Civil». К сожалению, как показали эти испытания, лодка не могла стабильно держать глубину, хотя и имела отличную маневренность.

Рис 3
гравюра по фотографии с изображением ПЛ К. ГУБЭ
Позднее появилась следующая модель лодки, названная «Губэ № 2». От своей предшественницы она отличалась и большим размерами (длина 8 м, диаметр 1.8 м при водоизмещении 5 т), и рядом конструктивных особенностей (корпус из трех частей, каждая целиком отлитая из бронзы и скрепленная с соседними частями при помощи болтов), а также более мощным вооружением – две самодвижущиеся мины (торпеды) Уайтхеда. Экипаж новой лодки состоял уже из трех человек. Мощность нового автомобильного электродвигателя фирмы «Сименс» с аккумуляторами фирмы «Лоран-Сели» достигала 4 л.с., при этом скорость подводного хода в 6 узлов и дальности плаванья около 20 миль. В носовой части лодки размещался выдвижной трехметровый стержень с ножницами для перерезания минрепов, противоторпедных сетей и т.п.

Стоит отметить, что обе лодки, несмотря на отдельные интересные конструкторские решения, оказались не особо удачными, и морское министерство Франции от них вскоре отказалось. Некоторое время вторую лодку использовали на Женевском озере для катания пассажиров. Затем ее тайно приобрело морское ведомство России. Доставленная в Порт-Артур из Тулона броненосцем «Цесаревич», в 1903 году, после сдачи крепости японцам она была затоплена, так и не приняв никакого участия в боевых действиях.

При подготовке материала были использованы следующие источники:
1.Голов Д. Подводное судоходство. СПб: Изд. К.Л.Риклера, 1905.
2.Тарас А.Е., Бешанов В.В. Люди-лягушки: История подводных диверсионных средств и сил. Минск: «Харвест», М: АСТ, 2000. 528 с.
3.Сирица В. Удар из-под воды. «Флото-Мастер», 1998, № 1-2. С.16-21.

 

 

 

 



X-Frog.narod.ru

Hosted by uCoz