X-Frog.narod.ru

Главная страница сайта

История подводной техники

Наши работы

Обзоры

Интересные ссылки

Оружейка

Гостевая книга

Персоналии

 

 

 

 

Часть 1 I Часть 2 I Часть 3


Старший лейтенант знал, что скорость торпеды-прототипа обычно составляет 20 узлов. Он передвинул рукоятку управления оборотами двигателя почти до упора и сразу реально ощутил состояние быстрого полета над водой. Казалось, транспортировщик идет на скорости не меньшей, чем торпедный катер во время атаки. Но… беда заключалась как раз в том, что это был совсем не полет, и любая, даже самая маленькая волна стремилась захлестнуть офицера, плечи и голова которого выглядывали из кабины транспортировщика. Через пару минут промасленный костюм промок насквозь, а зубы старшего лейтенанта от холода начали выбивать чечетку.

Вернувшись к пирсу, испытатель с удивлением узнал, что скорость его "корабля" не превышала 7 узлов, а эффект полета объяснялся тем, что глаза подводника находились всего в полуметре от поверхности воды.

Вероятно, так или почти так проходили первые испытания нового аппарата.

Стало абсолютно ясно, что транспортировщик должен иметь защитный купол из плексигласа и, как следствие, систему очистки и кондиционирования воздуха внутрикабинного пространства. Конструкторами было принято решение о снятии одной из двух размещенных в корпусе торпеды-носителя 100-вольтовых батарей и использовании высвободившегося объема для установки баллонов системы жизнеобеспечения. Для повышения точности наведения на купол была нанесена специальная сетка, позволявшая рассчитать точку прицеливания, а вперед на кронштейне вынесли мушку.

Рис 4
Спуск транспортировщика торпед "NEGER" на воду
Кадры германской кинохроники
Наличие купола значительно улучшало комфортность плаванья, однако изменения в конструкции привели к снижению тактико-технических характеристик транспортировщика. Так, при автономности плавания в 7 часов скорость с подвешенной торпедой уже не превышала 3.2 узлов (4.2 узла без торпеды), что делало использование нового оружия и против конвоев противника, и против одиночных движущихся кораблей весьма проблематичным. Кроме того, большой купол вкупе с невозможностью "нырнуть" под воду позволял использовать транспортировщик только в темное время суток, когда эффективность средств обнаружения постов наблюдения и оповещения противника была существенно ниже, чем днем.

Таким образом, у конструкторов получилось чисто диверсионное средство для скрытого проникновения в базы противника в ночное время, причем шансы на возвращение водителя оценивались в 50 % (об этом честно предупреждали кандидатов в пилоты).

В конце марта 1944 года командование германских ВМС поставило перед подразделением "Негеров" первую боевую задачу - атаку кораблей союзников в районе плацдарма и гавани Анцио в Италии. Расстояние от передовых укреплений немецких войск до гавани составляло около 9 миль; море в это время было относительно спокойным. Все это позволяло использовать "Негеры" наиболее эффективно.

К этому времени полностью были обучены 40 водителей, однако имелось всего 30 готовых носителей. Командир подразделения, которым к этому времени стал уже упомянутый нами Криг, вынужден был решать нелегкую задачу отбора участников операции.

Срочная разведка побережья помогла обнаружить песчаный пляж, где глубокая вода начиналась в 25-30 метрах от берега. Расстояние от этого пункта до гавани Анцио составляло дополнительно еще 18 миль, что, впрочем, укладывалось в диапазон максимальной дальности действия "Негера" (около 30 миль). Следует учесть, что их повторное использование не планировалось; предполагалось, что после нанесения удара своими торпедами носители возвращаются своим ходом, а после пересечения линии фронта уничтожаются на глубоком месте своими же водителями, которые добираются до берега вплавь, используя спасательные дыхательные приборы Дрегера.

Рис 5
Подьем транспортировщика торпед "NEGER" с воды
Кадры германской кинохроники
Проведение операция было запланировано на ночь с 20 на 21 апреля (символическая для немцев дата - день рождения любимого фюрера). Для ориентирования предполагалось использование наручного магнитного компаса (кстати, других навигационных приборов на "Негерах" просто не было), а из-за возможности влияния на его показания металлических корпусов и носителя, и торпеды дополнительно предполагалось ориентироваться по звездам. Кроме того, для задания направления на цель огонь трассирующими снарядами по направлению Анцио должна была вести зенитная батарея и, чтобы сориентировать возвращающихся пилотов, в районе передовых немецких позиций предполагалось вскоре после полуночи поджечь деревянное здание и поддерживать этот "костер" до рассвета.

Почва в выбранном районе старта на поверку оказалась чересчур мягкой, поэтому из 30 тележек, использовавшихся для спуска "Негеров" на воду, в песке немедленно завязло 13. Таким образом, на выполнение боевой задачи смогла отправиться только группа из 17 аппаратов. А когда эта группа, потеряв на мелководье еще три аппарата (они застряли и были подорваны пилотами), добралась до назначенного района, обнаружилось, что вместо стоящих на якоре уязвимых транспортов их ожидает встреча с патрулирующими кораблями-охотниками.

Военные историки бывших противников до сих пор расходятся в оценке результатов первого рейда "Негеров". Немцы утверждают, что во время операции были потеряны 4 носителя, причем все исключительно из-за аварий, и потоплено 2 небольших корабля союзников. Американские и английские историки придерживаются версии, что ни один из атакованных кораблей даже не был поврежден. Пожалуй, сходятся они только в том, что атака действительно имела место.

Рис 6
Транспортировщик торпед "NEGER"
на ходу
Кадры германской кинохроники
Как бы то ни было, немецкая статистика проведенной операции выглядит следующим образом: из 17 спущенных на воду "Негеров" только 9 достигли района цели и вернулись, выпустив торпеды. Из потерянных три носителя вышли из строя в результате отказов системы жизнеобеспечения, из-за чего их водители погибли, отравившись углекислым газом; один носитель с трупом водителя был захвачен английским флотом. Оставшиеся 5 носителей из-за различных отказов вынуждены были прервать выполнение задания и лечь на обратный курс. В конечном итоге, по завершении операции все 30 аппаратов были потеряны, поскольку для сохранения секретности все вернувшиеся "Негеры" были уничтожены.


Продолжение следует


Часть 1 I Часть 2 I Часть 3

 

 

 

 


Rambler's Top100


X-Frog.narod.ru

Hosted by uCoz