X-Frog.narod.ru

Главная страница сайта

История подводной техники

Наши работы

Обзоры

Интересные ссылки

Оружейка

Гостевая книга

Персоналии

 

 

 

 

Часть 1 I Часть 2


«PEGASUS»

Пионерами создания серийных подводных средств движения, предназначенных для военного использования, можно считать капитана I ранга Жака-Ива Кусто и возглавляемое им специальное подразделения французского флота GERS. Основной упор в своих разработках французы сделали на разработку индивидуального буксировщика водолаза – подводного скутера, появившегося в 1952 году. Вопросы создания группового транспортировщика, а также перевозки грузов под водой в те годы оставался вне интересов Кусто.

Тогда же, в той же Франции, может быть, даже рядом с местом работы группы Кусто, было создано и испытано новое индивидуальное подводное транспортное средство, впрямую не предназначенное для боевых операций. Речь идет об аппарате «Pegasus» для осуществления подводных киносъемок, разработке фирмы «Rebikoff». Его отличие от аппаратов конструкции Кусто являлось наличие интегрированных органов управления – рулей курса и глубины, вручную приводимых в действие водолазом.

Прежде, чем остановиться на конструкции этого прототипа, целесообразно чуть подробнее остановиться на личности конструктора с почти русской фамилией Ребикофф, тем более что отечественному читателю она практически ничего не говорит.

Дмитрий Ребикофф родился в Париже в 1921 году и еще в раннем детстве проявил незаурядные способности. Позднее, во время второй мировой войны он активно занимался изобретательством, и многие германские предприятия привлекали его в качестве технического эксперта и приобретали его изобретения. После окончания войны он учится в Сорбонне, а по завершении образования переехал из Парижа в Швейцарию, в Лозанну, где открыл собственное дело.
Рис 1

Среди его удачных изобретений того времени – колорметр – прибор для измерения цветовой температуры. Изобретением портативной электронной лампы-вспышки (1947) Ребикофф заложил основы нового научного направления – научно-технической фотографии. Благодаря этому изобретению он первым смог сфотографировать пулю в момент ее вылета из ствола – процесс, длящийся миллионную долю секунды.

Женившись на Аде Нигеллер – профессиональной фотожурналистке и постоянном покупателе его электронных вспышек, Ребикофф переезжает во Францию, в Канны, где приступает к занятиям подводным плаванием и научным исследованиям под водой. Он создает первые подводные электронные вспышки, стереофотоаппараты и кинокамеры. Благодаря этому появилась возможность получения высококачественных подводных фотографий, что стало настоящим прорывом в методах подводного документирования.

Ребикофф в 1952 году изобрел первый в мире подводный скутер «Torpille», а через год этот аппарат превратился в дистанционно управляемый необитаемый подводный аппарат «Poodle» (опять-таки, первый в мире). А в 1953 году появился первый образец подводного средства движения «Pegasus», на котором впервые в мире были установлены гироскопические приборы. Этот аппарат был просто обречен на международный успех и стал прообразом для многих других подводных средств движения.

Рис 2
В 1959 году чета Ребикофф переезжает в США. Здесь ученый работает главным инженером на фирмах «Loral», «Chicago Bridge» и ряде других. Новые технологии послужили основой для разработок в области подводного телевидения и скоростных подводных съемок, результаты которых воплотились в продукции этих фирм. Позднее, в 1980 году Ребикофф основал в Форте Лодердейл (штат Флорида) некоммерческий Институт подводной технологии, продукцию которого стал представлять Иохим Якобсен, известный подводный фотограф и кинооператор, сын близкого друга Дмитрия. Позднее, в 1991 году (после ухода Дмитрия и Ады на пенсию), он создал “Фонд Ребикофф-Нигеллер”. Создание этого фонда можно считать признанием огромного вклада изобретателя в науку об океане.

Подводные средства движения «Pegasus» конструкции Ребикофф, а также необитаемые подводные аппараты «Sea-Inspector», оснащенные фотоаппаратами и кинокамерами для подводной съемки, нашли широкое применение в геологоразведочной и нефтедобывающей промышленности, киноиндустрии, в Океанографическом комитете и, конечно, в военно-морском флоте США. Широко использовали «Pegasus» и во Франции, Англии, Италии и ФРГ.

Аппарат «Pegasus» воспринимается сегодня как конструкция достаточно традиционная и, в то же самое время, достаточно интересна. По крайней мере, аналогии с транспортировщиками, в качестве базы использующими торпеду, здесь явно не просматриваются.

Рис 3
Корпус аппарата был выполнен из трехмиллиметровых листов алюминиевого сплава, некорродирующего в морской воде. Перед погружением транспортировщик вывешивали с помощью балластных грузов таким образом, чтобы он имел небольшую положительную плавучесть. Основные размерения аппарата: длина – 2.1 м, диаметр корпуса – 0.219 м, ширина – 0.8 м, высота – 0.6 м.

В носовой части аппарата размещались носовые горизонтальные рули и контейнер с контрольно-измерительными и навигационными приборами (гирокомпас и гирогоризонт, магнитный компас, вольтметр, глубиномер, счетчик оборотов гребного вала, таймер и датчик наличия воды в прочном корпусе). Также в носовой части можно было установить боксы с кино- и фотокамерами, прожекторы и другое оборудование.

В кормовой части транспортировщика размещались горизонтальные и вертикальный рули, а также трехлопастной гребной винт в насадке. Винт приводился во вращение размещенным внутри корпуса гребным электродвигателем мощностью 1,5 л.с. с частотой 7500 об/мин. Соединение гребного вала с электродвигателем осуществлялось через планетарный редуктор с передаточным числом 12:1, а источником питания служила серебряно-цинковая аккумуляторная батарея емкостью 80 А*час. В данном снаряжении подводная скорость транспортировщика составляла 2 узла при дальности хода 4 мили. Для увеличения скорости или дальности можно было разместить дополнительные контейнеры с аккумуляторными батареями.


Продолжение следует


Часть 1 I Часть 2

 

 

 

 


Rambler's Top100


X-Frog.narod.ru

Hosted by uCoz