|
Кирилл Афанасьев
Михаил Охочинский
Сергей Чириков
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА К. ГУБЭ
Очень интересным проектом является подводная лодка французского изобретателя Кловиса Губе, названная в честь своего создателя: «Губэ № 1». Брат изобретателя некоторое время работал у С.К. Джевецкого во время его пребывания в Париже; может быть, с этим как-то связано, что в «Губэ № 1» можно найти идеи, реализованные во второй лодке Джевецкого. У некоторых исследователей можно найти и менее дипломатичные утверждения, сводящиеся к тому, что Губэ-вторым были скопированы все чертежи Джевецкого. Более того, заказы на изготовление шарнирных узлов рулей лодки Джевецкого были размещены во Франции в мастерских… того же Губэ, что позднее позволило ему предъявлять претензии на авторство в проекте Джевецкого. Совершенно безосновательные, надо сказать, претензии…
|
Рис 1 ПОДВОДНАЯ ЛОДКА К. ГУБЭ рисунок С.А. Чирикова |
Лодка «Губэ № 1» была заказана в 1885 году французским морским министерством и построена в Париже. Использование аппарата, по мысли его создателя, предусматривалось с носителей «типа пароходов».
Лодка имела полную длину 5 м при высоте 1,78 м и ширине 1 м. Полное водоизмещение достигало 1.8 м3, неполное же – 1.6 м3 при объеме цистерн 0.3 м3.
Использовался предохранительный груз в 0.3 т. Сухой вес лодки без экипажа достигал 1.45 т.
|
Рис 2 гравюра по фотографии с изображением ПЛ К. ГУБЭ |
Корпус этой лодки, как и у всех судов этого времени, был уже типичным – листовая сталь на силовом наборе. Экипаж из двух человек сидел на резервуаре сжатого воздуха, при этом их головы находились в специальной наблюдательной башне, колпак которой был сделан откидным на шарнирах и служил входным люком. Башня, кроме того, была снабжена иллюминаторами с толстыми стеклами, у которых снаружи имелись предохранительные решетки, а внутри – глухие крышки для запирания, на случай, если стекло будет разбито. Кроме того, в корпус аппарата было вставлено устройство аналогичное «приемопередатчику» Вадингтона.
Движительный комплекс опять же состоял из электродвигателя и аккумуляторной батареи. Источником энергии являлась батарея элементов системы Шаншиева, установленная в носовой части лодки. Электродвигатель Эдисона вращал гребной винт и различные насосы. Вал гребного винта был снабжен универсальным шарниром, поэтому винт был приспособлен для разворота в горизонтальной плоскости при помощи штурвала, заменяя собою вертикальный руль. Однако для движения в непосредственной близости от неприятельских судов использовались весла. Погружение тоже осуществлялось принятием воды в балластные цистерны.
Вооружение состояло из плавающей мины, специальных ножниц для обрезания проводов плавающих мин и оптической трубы.
Интересными особенностями этой лодки были автоматические устройства поддержания остойчивости лодки: состоявшим из маятника, который пускал в ход насос, перекачивавший воду из носовой цистерны в кормовую или обратно, в зависимости от того, куда наклонилась лодка под влиянием перемещения груза внутри нее. Маятник при посредстве тяги действовал на сцепление насоса с его электромотором, так что последний заставлял насос перекачивать воду.
Эта лодка испытывалась сначала в Париже, где она была построена, а затем ее переправили в Шербург, где испытания были произведены 13 апреля 1890 года; описание этого события попало в газету «Genie Civil». К сожалению, как показали эти испытания, лодка не могла стабильно держать глубину, хотя и имела отличную маневренность.
|
Рис 3 гравюра по фотографии с изображением ПЛ К. ГУБЭ |
Позднее появилась следующая модель лодки, названная «Губэ № 2». От своей предшественницы она отличалась и большим размерами (длина 8 м, диаметр 1.8 м при водоизмещении 5 т), и рядом конструктивных особенностей (корпус из трех частей, каждая целиком отлитая из бронзы и скрепленная с соседними частями при помощи болтов), а также более мощным вооружением – две самодвижущиеся мины (торпеды) Уайтхеда. Экипаж новой лодки состоял уже из трех человек. Мощность нового автомобильного электродвигателя фирмы «Сименс» с аккумуляторами фирмы «Лоран-Сели» достигала 4 л.с., при этом скорость подводного хода в 6 узлов и дальности плаванья около 20 миль. В носовой части лодки размещался выдвижной трехметровый стержень с ножницами для перерезания минрепов, противоторпедных сетей и т.п.
Стоит отметить, что обе лодки, несмотря на отдельные интересные конструкторские решения, оказались не особо удачными, и морское министерство Франции от них вскоре отказалось. Некоторое время вторую лодку использовали на Женевском озере для катания пассажиров. Затем ее тайно приобрело морское ведомство России. Доставленная в Порт-Артур из Тулона броненосцем «Цесаревич», в 1903 году, после сдачи крепости японцам она была затоплена, так и не приняв никакого участия в боевых действиях.
При подготовке материала были использованы следующие источники:
1.Голов Д. Подводное судоходство. СПб: Изд. К.Л.Риклера, 1905.
2.Тарас А.Е., Бешанов В.В. Люди-лягушки: История подводных диверсионных средств и сил. Минск: «Харвест», М: АСТ, 2000. 528 с.
3.Сирица В. Удар из-под воды. «Флото-Мастер», 1998, № 1-2. С.16-21.
|
  |