X-Frog.narod.ru

Главная страница сайта

История подводной техники

Наши работы

Обзоры

Интересные ссылки

Оружейка

Гостевая книга

Персоналии

 

 

 

 

Кирилл Афанасьев
Михаил Охочинский
Сергей Чириков

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ВАДИНГТОНА

Английский изобретатель Вадингтон в 1886 году построил подводную лодку «Porpoise» («Бурый дельфин») в Сикомбе, близ Ливерпуля. Корпус рыбообразной формы, 37 футов длиной и 6,5 футов диаметром в самой широкой части (11.3 м и 2 м соответственно), был собран из тонких стальных листов на прочном наборе из стали. Для своего времени это была одна из наиболее практично разработанных и построенных подводных лодок.

Рис 1
ПЛ Вадингтона
рисунок С.А. Чирикова
Двигательной машиной служил электродвигатель, питание которого осуществляла батарея из 45 аккумуляторов завода Electric Storage Со, заряда было достаточно для прохождения 250 миль с экономичной скоростью; на полном ходу получалась скорость 8 узлов и энергии батареи хватало только на 10 часов хода. Емкость каждого аккумулятора равнялась 660 ампер-часам (по другим источникам всего 500 ампер-часов и наибольшая скорость – всего 6 узлов, что представляется более правдоподобным). Наибольшая сила тока, равнялась 66 амперам при напряжении 90 вольт.

Внутреннее пространство лодки разделялась двумя непроницаемыми переборками на три отделения, из которых среднее заключало в себе механизмы, приборы и служило жилым помещением, а носовое отделение и кормовое — представляли резервуары для сжатого воздуха. Для погружения вода подавалась в балластные цистерны, откуда ее можно было выкачивать центробежным насосом, соединяемым с электродвигателем.

На случай повреждения этого насоса установлен был еще один насос, которым можно было действовать вручную или соединением с электродвигателем.

Ваддингтон снабдил свою лодку двумя горизонтальными гребными винтами, применяя их для автоматического поддерживания горизонтальной остойчивости лодки. Это интересное и оригинальное устройство заключалось в следующем: приблизительно в четверти длины от каждой оконечности лодки «…в последнюю была вделана сквозная, идущая от верхней палубы до дна, труба с свободным протоком воды чрез нее; через эту трубу проходил вертикальный вал с закрепленными на нем двумя гребными винтами. Оси последних получали вращение каждая от маленького электродвигателя, так что каждая пара винтов могла действовать отдельно и в какую угодно сторону; пускание каждого электродвигателя производилось автоматически маятником совместно с гидростатическим поршнем, при выходе лодки из горизонтального положения».

Для изменения глубины погружения на ходу пользовались двумя горизонтальными рулями, расположенными у средней части лодки и перекладываемыми вручную «при посредстве валика и рычагов». Кроме того, у кормы лодки имелся еще двойной горизонтальный руль, служивший для автоматического поддерживания продольной остойчивости в тех случаях, «когда отклоняющие влияния были слишком сильны для горизонтальных винтов». Этот руль также находился под действием маятника и маленького электродвигателя с коммутатором, меняющим направление тока по отклонению маятника в ту или другую сторону. Для управления лодкой в горизонтальной плоскости служил двойной вертикальный руль.

Экипаж лодки, состоявший из двух человек, снабжался воздухом для дыхания из кормового и носового отделений, которые, как уже было упомянуто выше, служили резервуарами сжатого воздуха. Давление последнего в этих отделениях указывали два манометра, а для впуска воздуха в среднее обитаемое отделение служили краны. Здесь воздух очищался «прохождением над щелочью, которая отнимала углекислоту, получающуюся от дыхания». Утверждают, что при таких условиях лодка могла оставаться под водой 6 часов. В случай надобности носовое и кормовое отделения могли служить балластными цистернами.

В середине верхней палубы было сделано небольшое возвышение с иллюминаторами и зеркалами для осмотра пути, при чем верх этого возвышения образовал входной люк с непроницаемой дверью на петлях. При плавании на поверхности воды можно было ставить поручни. Впереди наблюдательной башни была размещена маленькая шлюзовая камера, оснащенная внутренней и наружной дверцами для сообщения с находящимися на поверхности воды судами. В эту камеру клали заключенное в буек письмо и, закрыв внутреннюю дверцу, открывали наружную, чрез которую буек всплывал на поверхность.

Под килем лодки были подвешены два предохранительных груза, которые можно было сбросить при помощи рычага изнутри лодки.

Вооружение лодки состояло из двух самодвижущихся мин, помещаемых снаружи по бокам наблюдательной башни, на специальных кронштейнах, прикрепленных к корпусу лодки; их можно было «отстопоривать и пускать в ход изнутри при посредстве особого рычага». Кроме того, лодка снабжалась обыкновенной миной, обладающей положительной плавучестью и пускаемой под дно неприятельского судна; эта мина соединялась с лодкой электрическим проводом, по которому ее можно было взорвать в нужный момент, отойдя на достаточное расстояние от взрываемого судна. Лодка освещалась лампой «с вольтовой дугой», помещенной в наблюдательной башне.

Проект, как видно из приведенного описания, достаточно тщательно проработан, поэтому не удивительно, что на Ливерпульской выставке Вадингтон получил за свою подводную лодку одну из наград.

При подготовке материала были использованы следующие источники:
1.Голов Д. Подводное судоходство. СПб: Изд. К.Л.Риклера, 1905.
2.Тарас А.Е., Бешанов В.В. Люди-лягушки: История подводных диверсионных средств и сил. Минск: «Харвест», М: АСТ, 2000. 528 с.

 

 

 

 



X-Frog.narod.ru

Hosted by uCoz