|
Часть 1 I Часть 2 I Часть 3
Кирилл Афанасьев
Михаил Охочинский
Сергей Чириков
НЕМЕЦКИЕ ПРООБРАЗЫ ПСД:
РАЗРАБОТКИ ГЕРМАНСКИХ КОНСТРУКТОРОВ
Английский историк разведки Д.Маклахлан отмечает любопытную особенность армейских служб, сталкивающихся с необходимостью оценки новинок военной техники: "...Наши технические специалисты могут оказаться далеко не лучшими судьями намерений и достижений противника. Иногда им трудно поверить, что непосильное для них самих или то, до чего они сами не додумались, может оказаться по плечу другой стороне". Это высказывание в полной мере относится и к германским инженерам, создателям военной техники. Немецкие специалисты, пионеры чуть ли не всех современных направлениях развития вооружения, до конца 1943 года попросту игнорировали подводные средства движения. Вероятно, тактика применения этого оружия совершенно не вписывалась в ориентированную на блицкриг и тотальное превосходство общую стратегию ведения боевых действий, которая была принята в вооруженных силах гитлеровской Германии. Мало этого, похоже, что немецкие технические специалисты почти не интересовались, как обстоят дела в армиях государств-сателлитов - Италии и Японии. Только этим, пожалуй, можно объяснить, что серьезные работы в направлении создания подводного диверсионного оружия класса ПСД начались в Германии только в январе 1944 года, после того, как немецкие инженеры получили возможность изучить трофейный образец британского аппарата "Chariot", захваченного после неудачной операции англичан в Норвегии.
|
Рис 1 Осмотр трофейных образцов германского транспортировщика торпед "NEGER" английскими специалистами Кадры британской кинохроники |
История подводных средств движения будет не полной без рассказа о германском подводном аппарате, который успел принять участие в боевых операциях. По большому счету, он представляет собой как бы побочную линию развития ПСД, восходящую к конструкции Кастелло-и-Элиаса и торпеде-транспортировщику Россети, поскольку пловцы, использовавшие этот аппарат, под воду целиком практически не погружались, их головы всегда находились над поверхностью моря. С другой стороны, цели и задачи, стоявшие перед этим транспортным средством, соответствуют целям и задачам типичных ПСД, что вполне определенным образом сказалось на его конструкции. Речь идет о немецком транспортировщике торпед "Негер".
Осмотр вражеского аппарата - захваченного образца ПСД "Chariot" - дал возможность грамотно сформулировать комплекс требований к перспективному диверсионному средству, близкому по классу к английскому трофею. Разработка, проектирование, изготовление опытных образцов и их испытания были поручены Научно-исследовательскому центру минного и торпедного оружия Кригсмарине в Эккернферде. Главным конструктором этого нового для германских ВМС оружия стал инженер Рихард Мор (обратите внимание, поскольку, по одной из версий, название "Негер" напрямую связано с фамилией конструктора, переводимой как вежливая форма слова "негр").
В связи с резко ухудшающейся обстановкой на фронтах германским командованием задача была поставлена традиционно - создать образец диверсионно-штурмового средства как можно быстрее и с наименьшими затратами, поэтому основой конструкции традиционно же стало торпедное оружие. Правда, в отличие от своих итальянских и английских "коллег" немецкие разработчики пошли иным путем: ими был предложен аппарат на основе не одной, а связки из двух электрических бесследных торпед типа G7E, хорошо отработанных и широко использовавшихся.
С одной стороны, получившийся в результате аппарат обладал существенно большей эффективностью, поскольку масса боевого заряда торпеды G7E составляла более 500 кг, и доставлялся он к цели не путем долгих и опасных маневров в непосредственной близости от противника, а на собственном двигателе, с относительно большого расстояния. С другой стороны, конструкция обладала невысокими мореходными качествами, неважной маневренностью и повышенной опасностью раннего обнаружения.
|
Рис 2 Транспортировщик торпеды "NEGER" рисунок С.А. Чирикова |
Обе торпеды, имевшие длину 7.6 м и калибр 530 мм каждая, располагались одна над другой с зазором около 75 мм и соединялись специальными замками так, что верхняя, где вместо боевого зарядного отделения располагалась кабина пилота, служила носителем, скрытно доставляющим обычную боевую торпеду в район цели. Водоизмещение всей конструкции составляло 2.74 т. В непосредственной близости от вражеского корабля водитель наводил свое возимое оружие разворотом всей связки, сбрасывал боевую торпеду и пытался вернуться на базу. Управление носителем оказалось достаточно простым, а вот плавание на нем доставляло очень мало удовольствия - пилот находился в тесной кабинке с выступающими примерно на полметра над водой плечами и головой.
|
Рис 3 Посадка пилота в кабину транспортировщика торпед "NEGER" Кадры германской кинохроники |
...Облачившись в промасленный защитный комбинезон, надев на всякий случай на грудь кислородный водолазный спасательный прибор Дрегера, старший лейтенант Х.Криг уселся на жесткое сидение носителя. Техники сноровисто закрепили поверх выреза в корпусе транспортировщика защитный парусиновый фартук и подцепили к рымам стропы. Небольшим краном транспортировщик вместе с его водителем был поднят с ложементов и опущен в воду у пирса, где закачался на мелкой ряби. Криг слегка передвинул рукоятку управления оборотами двигателя и транспортировщик, медленно набирая ход, двинулся вперед.
Продолжение следует
Часть 1 I Часть 2 I Часть 3
|
  |