|
“АКВАПЕД” АЛЬВАРЕ ТЕМПЛО
Изобретатель Альваре Темпло построил в 1896 году в Бруклине своеобразную и курьезную ПЛ, по своей идее отдаленно напоминающую первые лодки Холланда и Джевецкого.
Сигарообразной формы, длиною в 16 футов и диаметром 2 фута и 3 дюйма (4.85 м и 0.7 м), корпус этой лодки был построен из алюминия. Его внутреннее пространство было разделено на три отделения, из которых два крайних служат резервуарами сжатого воздуха, а среднее содержит водолазный костюм, выступающий за корпус снизу и сверху. В этот костюм влезает пловец, надевая на голову шлем, соединенный шлангами с воздушными отделениями лодки. Под ногами у него находятся педали от привода вращения гребного винта, находящегося за кормой лодки, руками же он действует румпелями (так в описании Д. Голова), подобными велосипедному рулю, для управления вертикальными и горизонтальными рулями.
Для погружения в небольшие цистерны набирается забортная вода. Снаружи лодки закреплены инструменты, необходимые для производства под водой ремонтных работ, кроме того, с каждого борта можно закреплять по мине с длинным шестом для поражения неприятельских судов. На носу предусмотрена сильная электрическая лампа.
|
Рис 1 Примерно так должен был выглядеть "АКВАПЕД" |
На этой лодке, названной “Аквапед” (“Aquapede”), Темпло совершил несколько подводных плаваний; один раз он оставался под водой довольно долго, – по утверждению современников, почти 6 часов. Конечно, военное значение “Аквапеда” было крайне мало – попросту весьма сомнительно. Во времена его создания специалисты предполагали, что, “…будучи хорошо и надежно построены, лодки такого типа могли бы представляться, удобными для подводных прогулок любителям подводного спорта, если таковые окажутся в последствии…”
Во всяком случае, отметим, что постройка такого судна любопытно с точки зрения истории подводного судоходства. Можно считать, что именно от нее пошла ветвь современных подводных транспортных аппаратов спортивно-туристского назначения.
С другой стороны, именно этот технический курьез нес в себе зачатки новой тактики использования боевых подводных аппаратов, связанной непосредственным и активным участием экипажа в использовании оружия, той тактики, которая проявила себя в образцах ПСД времен Второй мировой войны.
При подготовке материала были использованы следующие источники:
1. Афанасьев К.А., Охочинский М.Н., Чириков С.А. Подводные средства доставки водолазов. СПб: БГТУ “Военмех” им. Д.Ф.Устинова, 2002. 48 с.
2. Голов Д. Подводное судоходство. СПб: Издание К.Л.Риклера, 1905.
|
  |