|
«TURTLE» ДЭВИДА БУШНЕЛА
Первая в истории документально подтвержденная попытка боевого применения прообраза современного подводного средства движения (ПСД) относится к 1775 году. В годы войны за независимость Североамериканских Соединенных Штатов талантливый американский изобретатель Дэвид Бушнел (Bushnell, 1749 – 1826) на средства Джорджа Вашингтона разработал одноместную подводную лодку (ПЛ) «Turtle» («Черепаха»).
Из письма Джорджа Вашингтона Томасу Джефферсону от 26 сентября 1785 года:
“…Бушнел очень талантливый изобретатель и прекрасный исполнитель… Я предоставил ему денежные средства и оказал всяческую помощь… Он изобрел машину, которая позволяет опускаться под воду на любую глубину…, неся с собой пороховой заряд, который можно прикрепить к кораблю, поджечь и таким образом уничтожить корабль. Однако не так просто оказалось найти человека достаточно мужественного чтобы пойти на все те опасности, которые будут ему угрожать: во-первых, новизна этого дела, во-вторых, сложность управления машиной под водой, в третьих трудность подхода к цели без всплытия на поверхность воды для ориентировки, так как вблизи от вражеского корабля это может привести к обнаружению смельчака и почти наверняка – к его гибели”.
|
Рис 1 "Turtle" в представлении энциклопедии для детей издательства "Акванта" |
Корпус аппарата, построенной к 1776 году (строительство лодки продолжалось почти 4 года) в Пикскилл на Гудзоне, неподалеку от Нью-Йорка, имел форму яйца и был изготовлен из дерева, обшитого металлом. В верхней части корпуса располагалась боевая рубка с входным люком и прозрачными иллюминаторами. Движение ПЛ в позиционном (боевая рубка над уровнем воды) и подводном (над поверхностью воды находятся только две трубки вентиляции внутреннего объема) положении осуществлялось за счет вращения гребного винта. Отметим, что в движение аппарат приводился мускульной силой своего водителя.
Как утверждается в некоторых источниках, аппарат первоначально приводился в движение посредством пары весел, отверстия для которых в корпусе лодки были снабжены двойными кожаными шайбами. Малая эффективность весел привела к тому, что изобретатель заменил их на гребные колеса, также не давшие нужного эффекта. В результате в первые в истории на подводном аппарате появился гребной винт, в движение приводящийся педальным ножным приводом.
Управление плавучестью обеспечивалось заполнением балластной цистерны насосом, приводившимся в движение вручную.
Вооружение ПЛ состояло из одной бомбы – герметичного сосуда со 130 фунтами артиллерийского пороха, расположенного на внешней подвеске (крепление осуществлялось при помощи специального винта и двух веревок). Предполагалось, что лодка в позиционном положении скрытно приблизится к атакуемому кораблю противника, затем совершит погружение и произведет установку подрывного заряда, используя специальный, вертикально расположенный бурав. После запуска часового механизма взрывателя замедленного действия ПЛ должна была успеть отойти на безопасное расстояние до подрыва.
С сегодняшних позиций ПЛ обладала следующим рядом существенных недостатков: низкой скоростью хода, неполной автономностью – над поверхностью воды торчали вентиляционные трубки, практически полной слепотой лодки в подводном положении (перископ еще не был изобретен).
|
Рис 2 А это - "Turtle" в представлении художника Чирикова |
Испытания лодки проводил не сам изобретатель, а сержант американской армии Эзра Ли, по описаниям современников, обладавший уникальной физической силой. 6 сентября 1776 года ПЛ была впервые использована для атаки неприятеля сержант Ли попытался подорвать 64-пушечный английский фрегат «Eagle», стоявший недалеко от берега в районе блокированного Нью-Йорка. Через три часа непрерывной работы винтом ПЛ достигла цели, но установка мины не получилась: специальный бурав, которым сержант должен был просверлить монтажные отверстия в обшивке фрегата, не смог преодолеть медную обшивку корпуса корабля.
Более того, «Turtle» была обнаружена экипажем фрегата, и только физическая сила и удачливость помогли сержанту Ли оторваться от погони.
С учетом всех своих недостатков эффективность боевого применения «Turtle» была незначительной, а попытка атаковать противника больше походила на жест отчаяния.
Тем не менее, известно, что «Turtle» повторила атаку трижды. Да, все три попытки закончились неудачей, атакуемый корабль не пострадал, но, что очень важно, сама лодка трижды успешно вернулась на базу. Более подробно история первой подводной атаки будет дана нами в главе, посвященной тактике использования подводных средств движения.
Вспоминая этот первый боевой подводный аппарат, в середине двадцатого века один из создателей подразделений американских боевых пловцов, использовавших в своей практике ПСД, капитан 1-го ранга Фейн писал:
«…Воодушевленные делом борьбы за свободу, другие выдающиеся патриоты-американцы продолжили развитие подводного оружия. Роберт Фултон построил подводную лодку раньше парохода; Сэмюель Кольт сконструировал мину до того, как создал револьвер своей системы, приобретший затем широкую известность».
При подготовке материала были использованы следующие источники:
1. Афанасьев К.А., Охочинский М.Н., Чириков С.А. Подводные средства доставки водолазов. СПб: БГТУ «Военмех» им. Д.Ф.Устинова, 2002.
2. Голов Д. Подводное судоходство. СПб: Издание К.Л.Риклера, 1905.
3. Каторин Ю.Ф., Волковский Н.Л., Тарнавский В.В. Уникальная и парадоксальная военная техника. М: АСТ, СПб: «Полигон», 1999.
4. Тарас А.Е., Бешанов В.В. Люди-лягушки: История подводных диверсионных средств и сил. Мн: «Харвест», М: АСТ, 2000.
5. Фейн Ф.Д., Мур Д. Боевые пловцы. М: Издательство иностранной литературы, 1958.
6. Шапиро Л.С. Самые нелегкие пути к Нептуну. Л: «Судостроение», 1988.
|
  |